Шуринский Опытно-механический завод

История предприятия

Шуринский Опытно-механический завод или ЗАО "ШОМЗ"-одно из старейших на свете предприятий такого направления. Согласно историческим летописям, предприятие было основано на рубеже 71-72 годов ХХ века на территории Литовской Демократической республики. На первом этапе своего существования предприятие занималось в основном демонтажом радиоаппаратуры и мебели, доставшейся молодому государству в наследство от эпохи построения коммунизма. Одновременно происходило формирование коллектива, изучение новых технологий и методов ведения хозяйства, что позволило в короткий срок-всего лишь за 4 года-радикально перепрофилировать производство и заняться вплотную ремонтом колесной техники и строительством замков из песка. В тот же период молодое, но перспективное предприятие получило дополнительные площади для расширения производственной базы, как на территории Литвы, так и в Белоруссии, что позволило освоить такие направления, как мостостроение и выпуск сельхозтехники для освоения бескрайних просторов Полесья.
Таким образом, к концу первой десятилетки, предприятие окончательно сформировалось как завод по производству тяжелой техники для механизации строительства и сельского хозяйства. Помимо производственной, завод содержал на балансе также ремонтную базу и мобильную механизированную колонну, в составе которой предприятие принимало участие в любых, сколь нибудь значительных стройках века, как то Игналинская АЭС, Электренайская ГРЭС, сооружение морских портов в Паланге и Клайпеде, подъем целины в колхозе "Герой труда".
На рубеже 70-80-х годов ХХ века предприятие неоднократно получало предложения о сотрудничестве в сфере транспортного строительства, в частности-развитии сети железных дорог. Руководство ШОМЗ хорошо понимало значимость транспортных коммуникацй для индустриализации, но тем не менее не спешило принимать участие в партнерских программах, разумно полагая, что это повлечет за собой значительные капиталовложения, в то время как государство отнюдь не стремилось дотировать развитие собственного производства на предприятии, делая упор на НИОКР, а сколь нибудь значимых источников самофинансирования в те годы не предвиделось. Однако, как это часто бывает в истории, все решил счастливый случай. По случаю юбилея предприятия государство предложило за свой счет соорудить небольшую промышленную железнодорожную ветку для связи завода с периферийными предприятиями. Предложение было принято и вскоре завод получил в собственность однопутную ветку колеи 22 мм и небольшой парк подвижного состава. Разумеется, все это положительно сказалось на производственном климате и выполнении госзаказа. Однако нельзя закрывать глаза на тот факт, что ко времени окончания строительства колея такой ширины оказалась архаизмом-практически все тракционные пути предприятий-партнеров сооружались силами народа братской Германской Демократической Республики и имели отличные характеристики и более современный подвижной состав.
Все это, в совокупности с резким изменением политического климата, повлекшее за собой экстренную эвакуацию предприятия на новую производственную базу в окрестности города Москва, республика Немытая Россия, привело к тому, что во второй десятилетке ШОМЗ практически не занимался железнодорожной тематикой. Однако из этого не следует, что предприятие, оставив привычный сектор экономики, не сумело занять другого. Напротив, безвременная кончина талантливого авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева и последовавший за ней резкий спад производства на выпестованном им Экспериментальном Машиностроительном заводе, заставил руководство ШОМЗ обратиться к авиастроению. Небольшой опыт в этом направлении предприятие приобрело в ходе выполнения ряда НИОКР по госзаказу. Сейчас этот опыт оказался как никогда кстати и позволил предприятию в кратчайшие сроки перепрофилировать производство, переквалифицировать персонал и приступить, совместно с ЭМЗ, к разработке и производству новой техники. Среди наиболее удачных работ ШОМЗ стоит упомянуть так называемую "серию 25": высотный самолет-разведчик М25г "Гриф", транспортный самолет М25с и самолет РЭБ М25к. Строились также многоцелевые самолеты М203, М18, М62 "Пеликан", сверхзвуковые пассажирские самолеты М60 и М80. Всех их, как и предыдущие плоды гения В. М. Мясищева, отличали нешаблонный подход к конструированию и соответственно характеристики, выгодно отличавшие их в ряду собратьев. К сожалению, царившая в то время жесткая конъюнктурность в отечественном авиапроме не позволила многим из них увидеть небо. Да и на этих страницах мы не можем увидеть даже их фотографий, так как большая часть разработок ОКБ-23 навечно попадала в категорию "особо секретно".
Очередное изменение политического климата в начале 90-х годов ХХ века поставило крест на развитии отечественной авиации и соответственно на деятельности ШОМЗ в этом направлении. Как и многие другие предприятия в структуре МОМ и МАП, завод конечно не избежал поражения вирусом начальной стадии капитализма. Что греха таить, имели место и простои, и невыплаты заработной платы сотрудникам, и отпуска без содержания, выливавшиеся в текучку кадров. Но совершенно неожиданно выход был найден в переходе к деятельности по ремонту подвижного состава железных дорог. Развал могучего государства привел к нарушению экономических и транспортных связей, одновременно обнажив полную неготовность новых хозяев жизни к работе в условиях свободного рынка. Воспользовавшись этим, руководство ШОМЗ в короткий срок и при минимальных капиталовложениях сумело приобрести новую производственную и технологическую базу и вот уже более 16 лет предприятие успешно работает в сегменте по ремонту, восстановлению и производству железнодорожной техники.
С нашей продукцией и продукцией наших партнеров можно ознакомиться ниже.

Наша продукция

1. Тяговый агрегат EJ269
2. Жесткий пассажирский вагон местного сообщения конструкции АМЗ (переданы в НПО "Бесперспектива").
3. Двухсекционный даблдекер для перевозки автомобилей.
4. Электромотриса тип 269-415-185 (в 1996 году передана для работы на Железногорский ГОК, где очевидно и списана).
5. Платформа для перевозки тяжелой техники.
6. Кран г/п 10 т на железнодорожном ходу.
7. Крытый грузовой вагон (2 модификации).
8. Цистерна для перевозки нефтепродуктов (2 модификации).
9. Двухсекционный электровоз европейского типа.
10. Снегоочиститель роторный системы Лесли.
11. Вагон скоростного трамвая.
12. Трехсекционный тепловоз американского типа.
13. Пассажирский вагон "егоровского" типа (передан в НПО "Бесперспектива").
14. Электромотриса типа WBZE69 (списана в 2007 году).
15. Механизированные поворотные круги уравновешенного типа (диаметром 180 и 240 мм) для действующих и реконструируемых депо.
16. Тяговые подстанции для аналоговых железных дорог постоянного тока.
17. Экспериментальный узкоколейные локомотив.
18. Вагоны для перевозки Грузов Особого Назначения ДлиннОмерНых (проект ГОНДОН).
19. Полувагон для перевозки щепы с удлинненной базой.
20. Вагон дезактивационного поезда МЧС РФ.
21. Обслуживание ТПС в объеме КВР с продлением ресурса.

Наши партнеры


Modellmix — сообщество профессионалов высочайшей квалификации, готовых предложить вашему вниманию изготовление самых разнообразных макетов, диорам, садовых железных дорог, уникальных образцов масштабных моделей, сувениров и подарочных наборов, г. Москва

ПО "СтарТТ", г. Заречный

Сашенский Вагоноремонтный завод (СВРЗ), г. Сашенск

НПО "Бесперспектива", город-герой Ленинград

Наша продукция

Hosted by uCoz